вторник, 8 апреля 2014 г.

Контекстуальность современной архитектуры

В.А. Лохнева

Руководители: НИРС – проф. Ю.С. Янковская,
                                                                                                                      арх. проект – доц. В.В. Громада

ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ
В ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ


Основной задачей работы стало изучение построек по тематике исследования на примере отечественного и зарубежного опыта, а так же изучение материала, исходя из которого, предлагается выявление композиционных (художественных) и конструктивных подходов, способствующих включению современных объектов и комплексов в сохраняемое историческое окружение.
В процессе работы было проделано следующее:
- определение исторической застройки, ее классификация; 
- рассмотрение актуальности проблемы в крупном городе, на примере столицы Урала - Екатеринбурга, где существует уникальная архитектурно-пространственная среда, которая представляет большую ценность;
- анализ «новых» проектируемых и существующих архитектурных объектов в исторической среде, позволяющих обеспечить сохранение «старой» застройки, приспособив ее к современным городским условиям и требованиям;
- рассмотрение различий подходов проектирования «новых» архитектурных объектов и творений прошлого;
- раскрытие композиционных приемов и анализа пластических структур современного архитектурного стиля и более раннего; 
- изучение вопросов сохранения исторических зданий, как необходимое для «оставления» архитектурной истории, которая диктует развитие будущего строительства зданий/сооружений, ввиду своих ценностных характеристик, которые заключаются в функционально-планировочном, конструктивном, стилистическом решении и т.д.;
- проведение поиска аналогов совмещения «новой» и «старой» архитектуры, на примерах строительной практики, преимущественно, европейских стран, а так же городов Российской Федерации;
- на основе аналогов выявились направления развития проектирования и строительства «новой» архитектуры в сложившемся историческом контексте;
- изучение и классифицирование композиционных, конструкционных и иных архитектурных подходов и способов гармоничного синтеза современной и исторической архитектуры;
-выявлены предложения вариантов возможности сохранения архитектурных объектов, а так же способы привязки современного к историческому.
В качестве итогов проделанной работы является иллюстративный материал, в виде курсовых проектов: жилой направленности - Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге и общественной - Драматический театр в Екатеринбурге.





Н.В. Смирнова

Руководители: НИРС – проф. Ю.С. Янковская,
                                                                                                                            арх. проект – доц. В.В. Громада

GENIUS LOCI:  ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ В ПРОЕКТИРОВАНИИ


Genius loci - это латинское выражение, использующееся в значении «дух места» или «гений места», имеет к архитектуре самое непосредственное отношение. Именно понятие места отличает архитектуру от других искусств. Музыка, живопись, литература являются «автономными» продуктами и не определяются каким-то особенным контекстом, кроме как культурного контекста автора. 
Одним из важнейших аспектов, отличающих архитектуру, является ее обитаемость. Любое место, как и любой человек, обладает характером, результатом жизненного опыта и генетического отпечатка. 
Архитектура – это необратимая трансформация места, она формирует характер и закладывает тот эмоциональный фон, который остается на многие годы.
 Тема genius loci особенно актуальна сегодня в контексте развития городов с исторически сложившимся обликом,  какой должна быть в них современная архитектура, как и в какой форме, может происходить взаимодействие между ней и существующей городской и социальной средой 
В древней Руси «духом места» считался дух и бог, обитавший в определенном месте. Природа воспринималась как проявление духа и его воли. Она одушевлялась и обожествлялась. При проектировании учитывался характер и энергетические аспекты этого «духа». Человек всегда жил в тесной связи с природой. Преемственность и апробация  опыта наших предков в архитектурном проектировании может привести к иной архитектуре - душевной архитектуре.  
Если в архитекторе есть душа - этот архитектор может общаться с душой человека. В современном городе у каждого места есть своя история, свое восприятие горожан об этом месте, свой дух. 
В современном мире новые здания зачастую возводятся в уже сформировавшемся городском пространстве. Если говорить об общественных культурно-зрелищных зданиях, то они формируются ближе к центру, в обустроенных людьми городских пространствах. Это обуславливает уже сформировавшийся «дух места». 
Историческая, природная, социокультурная составляющая города уже существует в месте проектирования. Для гармоничного формирования проекта нельзя просто взять и поставить здание на участок. Любой архитектурный проект должен восприниматься именно в конкретном месте так, чтобы его нельзя было представить в другом контексте. Именно тогда архитектура будет гармонично восприниматься с окружающей средой, а «дух места» прочитываться в ауре наполняющей здание. 
Анализируя само понятие «дух места» в существующих постройках, можно сделать вывод, что Genius loci может быть как уже существующим понятием в определенном контексте, так и приобретенным. 
Таким образом, можно выделить универсальные параметры, при которых будут учитываться «Дух места» любого региона: 
  1. Изучение истории региона. Его культурная составляющая и возможности интерпретации в проект. 
  2. Определение контекста, анализ ландшафта и природных воздействий. Возможности использования местных строительных материалов
  3. Определение инструментария использования строительных материалов и конфигурация объема.
  4. Традиции на месте проектирования.




П.В. Бажан

Руководители: НИРС – Е.Е. Бакшеева,
                                                                                                     арх. проект – доц. Т.М. Матвеева

РЕКРЕАЦИОННЫЕ ПРОСТРАНСТВА В СТРУКТУРЕ ГОРОДА


Французский мыслитель Эмиль-Огюст Шартье (Ален) справедливо заметил 100 лет назад, что «города никогда не вырастают по воле завоевателей. Они, как мох на деревьях, появляются там, где есть вода».
Екатеринбург, как город, вырос вокруг завода, который изначально стоял там, где сейчас раскинулся Исторический сквер.
Со временем произошло свертывание производства, появился Исторический сквер. Исеть «одета» в гранит, восстановлены водонапорная башня и музей, то есть та центральная часть, которая пользуется большой популярностью сейчас у жителей и гостей города. И, к сожалению, ушло на второй план возможное развитие и благоустройство набережной выше и ниже по течению реки. 
Проведем мысленный эксперимент и представим, что у нас есть пешеходная карта Екатеринбурга, в режиме реального времени. Проанализировав тенденцию движения, можно сделать вывод о том, что человек невольно стремится в центр города, а точнее, к набережной.
Плотинка выступает местом социальной активности, «точкой пересечения» общественной жизни. Таким образом, общество, посещая это место, подчеркивает его важность и «голосует» за прибрежное пространство города. 
На сегодняшний день стоит острая необходимость в организации целостной пешеходной набережной, по которой можно беспрепятственно пройти вдоль главной «артерии» города.
Сочетая в себе культурно-историческое, рекреационное и транспортно-пешеходное значение, река имеет потенциал стать связующим элементом в городской структуре и главной отличительной особенностью Екатеринбурга.
Необходимо, опираясь на региональные особенности, создать единую, непрерывную береговую линию, с интересными переходами, замысловатыми мостиками, по которым хотелось бы погулять. 
Возродить «исчезнувшие в трубах» притоки реки Исеть. Это позволит окунуться в историю города и увидеть его в новом свете - изнутри. 
С точки зрения географического положения, река имеет небольшую протяженность и теряется в городской застройке. Это может привести к тому, что естественное  природное русло потеряет свое первостепенное значение и перестанет участвовать в формировании образа города. Однако если сейчас обратить должное внимание на назревающую проблему, не допустить ее перехода в глобальное состояние - река сможет стать полноценной рекреационной «артерией» в сердце мегаполиса.





Е.П. Красникова

Руководители: НИРС – проф. С.А. Дектерев,
                                                                                                                   арх. проект – доц. Д.И. Третьяков

 ФОРМИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ В ПРИБРЕЖНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ


В последние два десятилетия в мировой архитектурной практике появилось стремление к реновации и активной застройке прибрежных территорий. Эту тенденцию можно проследить не только в относительно новых, активно развивающихся городах, но и в уже давно сложившихся городах с тысячелетней историей. Такой интерес можно объяснить в первую очередь растущим уровнем урбанизации. В настоящее время ведется интенсивное освоение городского пространства и уплотнение застройки, вследствие этого прибрежные пространства, которые ранее считались непригодными для крупного строительства стали весьма ценными для застройки территориями. Также, в крупных городах ведется активный перенос промышленных предприятий, которые обычно располагались в прибрежных территориях.
Прибрежная территория – это доминирующее городское пространство. Она уникальна, благодаря своим художественным особенностям и природно-ландшафтному разнообразию. Современное развитие города предполагает создание в прибрежной среде многофункционального городского пространства, главного общественного центра притяжения и одного из основных мест рекреации. Поэтому очень важно обеспечить функциональную и композиционную связь архитектурной застройки с рекой и пространством набережной.
К сожалению, во многих городах, например, в Екатеринбурге, застройка велась и ведется стихийно, поэтому река, которая раньше была градообразующим элементом города, в настоящее время оказалась совершенно оторванной от городской структуры и не находит отражения в городе.
Несмотря на сложившуюся ситуацию, река Исеть и ее прибрежная территория имеют большой потенциал для создания рекреационной территории, которая будет проходить через весь город и станет своеобразным «зеленым» каркасом, к которому будут примыкать существующие и новые ландшафтно-рекреационные территории.
Основные принципы формирования прибрежной территории, применимые к городу Екатеринбургу: 
  1. Вся территория городской набережной должна быть открыта и доступна пешеходам, велосипедистам и маломобильным группам населения. Автомобильное движение вдоль набережной должно быть минимальным.
  2. Пешеходные и велосипедные связи не должны прерываться на всем протяжении реки. Также они должны иметь удобные и все необходимые связи с уже существующей городской пешеходной сетью. 
  3. Набережные должны быть благоустроены как городские (с укреплением береговой линии) или как природно-парковые (с естественным берегом). Проектно-планировочные решения должны быть нацелены не только на обеспечение пешеходных связей, но и на создание многофункционального пространства, которое способствует разнообразию городской жизни.



Н.Р. Хамидуллин

Руководители: НИРС – проф. Н.С. Акчурина,
                                                                                                                   арх. проект – доц. В.Ж. Щуплецов

КОНТЕКСТ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР В АРХИТЕКТУРЕ


Архитектурный образ, облик города складывается не только из того, что строится в данный момент, но и из того, что уже существует. При разработке очередного объекта, архитекторам необходимо учитывать это и проводить глубокий анализ окружения, обращать внимание на такие, казалось бы, банальные, но важные вещи, какова численность населения города и данного конкретного места, сколько людей приходит на остановку общественного транспорта, как организована транспортная инфраструктура и т.д. В связи с этим, на сегодняшний день актуализировались вопросы контекстуальности архитектурных проектов.
Всегда следует помнить о том, что архитектура должна быть таргетированной, то есть, четко направлена на своего пользователя и гармонично вписываться в место своего расположения. Если же эта связь с потребителем отсутствует, то архитектурный проект превращается в обузу для своего месторасположения.
Цель исследования состоит в исследовании феномена контекстуальности в современном проектировании.
Научная новизна работы заключается в комплексном изучении проблематики, формировании методологии архитектурно-творческой деятельности применительно к контекстуальному проектированию; анализе и выявлении закономерностей и практического смысла такого подхода.
Теоретическая и практическая значимость результатов работы состоит в следующем:
- возможность использования полученных знаний в творческой деятельности;
- выявление нестандартных подходов к проектированию зданий различных типов в различных условиях;
- систематизация наработок, полученных в результате изучения большого объема фактологического материала, опросов и наблюдений. Создание сводных таблиц, графиков, диаграмм для удобного применения имеющейся информации в архитектурно-творческой деятельности;
- расширение научно-практического кругозора и развитие вариативности решений тех или иных практических задач, направленных на апробацию контекстуального подхода к проектированию;
- разработка комплекса рекомендаций по архитектурному освоению пространств с различным природным, социальным, эмоциональным, антропогенным и др. содержанием.
Рост благосостояния населения влечет увеличение автомобилизации и необходимость хранения личного автотранспорта в современных, экологически безопасных паркингах, которыми в настоящее время наши российские города практически не оснащены;
- Стихийное появление мест паркования в селитебных зонах городов приводит к резкому снижению санитарно-гигиенических показателей городской среды и негативному воздействию на здоровье горожан;
- Массовое внедрение уличных и внеуличных мест паркования при жилых и общественных объектах в отечественной архитектурно-градостроительной практике не только оказывает негативное эстетическое воздействие на городскую среду, но и снижает потребительские качества гражданских зданий; появление большого количества паркингов в современной отечественной практике приводит к деградации и разрушению ландшафтных компонентов городской среды, территория которых стихийно занимается местами хранения автомобилей;
- Массовое строительство паркингов опирается на существующую нормативно-рекомендательную базу, которая не соответствует современным требованиям оптимального природопользования, энергосбережения, пожаробезопасности и совершенно не способствует  полноценному удовлетворению потребностей современного человека.






1 комментарий:

  1. Мое свидетельство Привет всем. Я здесь, чтобы засвидетельствовать, как я получил свой кредит от мистера Бенджамина после того, как я несколько раз обращался к различным кредиторам, которые обещали помочь, но они никогда не давали мне кредит. Пока мой друг не представил меня мистеру Бенджамину Ли, он пообещал мне помочь, и он действительно сделал то, что обещал, без каких-либо задержек. Я никогда не думал, что есть надежные кредиторы, пока я не встретил мистера Бенджамина Ли, который действительно помог с кредит и изменил мою веру. Я не знаю, нужен ли вам каким-либо образом подлинный и срочный кредит, будьте свободны связаться с г-ном Бенджамином через WhatsApp + 1-989-394-3740 и его электронную почту: lfdsloans@outlook.com спасибо.

    ОтветитьУдалить