вторник, 8 апреля 2014 г.

Современные тенденции в архитектуре общественных зданий и комплексов

Д.М. Безирганов

Руководители: НИРС – проф. С.А. Дектерев,
                                                                                                                 арх. проект – проф. М.Г. Безирганов

АРХИТЕКТУРА ЦЕНТРОВ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА


Понятие «искусство» - это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм отражения действительности.
На современном этапе развития общества очевидна потребность в архитектурном пространстве для активизации художественного и духовно-образного мироосвоения в сфере искусства, для формирования полноценной творческой личности и эстетически выразительной среды. Особое место занимают вопросы доступности искусства широкому потребителю, превращения культурного досуга в норму жизни, а человека - в творца.
Центры современного искусства являются ключевым звеном и важным фактором для развития культуры в стране. Правильное градостроительное планирование этих структурных элементов позволит дать рекомендации по системным принципам формирования территорий ЦСИ, что даст возможность решить ряд планировочных, транспортных, экологических и экономических проблем на различных уровнях проектирования. Системное исследование данной проблемы позволит дать новый толчок при разработке моделей развития и формирования новой инвестиционно-градостроительной среды региона и его отдельных частей.
Научная новизна настоящего исследования состоит в том, что в нем предложена концептуальная модель центра искусств, которая базируется на синтезе объемно-функциональных требований, теоретических исследований и специфических особенностей проектирования объекта в условиях реконструкции центрального района г. Екатеринбурга. 
В данный момент количество научных трудов, описывающих данную тематику, можно пересчитать по пальцам. В основном, это - работы, основанные на устаревших  данных и наблюдениях, требующие систематизации и переосмысления.
Цель исследования - выявление общих принципов формирования архитектуры центров современного искусства и разработка проектной модели здания на основе проведенных исследований.
Задачи исследования:
- выявить исторические предпосылки возникновения центров современного искусства;
- изучить зарубежный и отечественный опыт строительства и эксплуатации ЦСИ;
- проанализировать функциональный состав помещений современных ЦСИ и определить особенности их объемно-планировочной композиции;
- проанализировать варианты градостроительного размещения объекта и предложить концептуальную модель для условий реконструкции центрального района г. Екатеринбурга;
- использовать научную концепцию при разработке дипломного проекта ЦСИ для условий г. Екатеринбурга.
Особое значение для раскрытия поставленных в работе задач представляет обращение к публикациям в периодической печати и изучение Интернет-ресурсов, что обусловлено отсутствием временной дистанции при исследовании последних тенденций художественного и музейного мира и связанным с этим отсутствием обобщающих научных трудов на эту тему. 
Каталоги музеев, путеводители, сами музейные здания и их экспозиции также используются в качестве значимых первоисточников в настоящем исследовании.




В.А. Михайленко

Руководители: НИРС – проф. С.А. Дектерев,
                                                                                                                   арх. проект – проф. С.А. Дектерев

АРХИТЕКТУРНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ДЕЛОВЫХ ЦЕНТРОВ


Многофункциональный деловой центр - это современное офисное здание или комплекс зданий, с необходимой инфраструктурой для ведения деловой деятельности. 
Актуальность исследования связана с широким размахом строительства деловых центов во всех крупнейших городах мира, включая столицы и крупнейшие города России, в том числе и Екатеринбурга.  
На современном этапе деловой центр переходит в новое качество - качество универсальности, характерное для всех типов деловых отношений, и является в настоящий момент наиболее актуальным и востребованным типом общественного здания. В связи с этим возникает проблема новой типологической структуры, «структуры одного дня», не привязанной к хронологической последовательности, то есть такого типа здания делового центра, архитектура которого могла бы сочетать в себе статику законченного здания и динамику развивающейся организационной структуры.
Новый тип здания, мощный его рост в новых экономических условиях, сопутствующий формированию Бизнес-Городов и развитию инновационных проектов, классификация деловых центров и проблем их развития в структуре современных городов, ставят проблему по исследованию тенденций развития архитектуры деловых центров.
Идея научно-проектной разработки заключается в исследовании принципов формирования многофункциональных деловых центров. 
Целью исследования является формирование концепций облика современной архитектуры многофункционального делового центра с использованием опыта зарубежных стран, а также отечественного опыта для условий города Екатеринбурга, разработка принципов формирования современных многофункциональных деловых центров, целесообразность и необходимость их строительства.
 Целью научной работы является: 
- определение предпосылок и особенностей формирования делового центра, 
- анализ научного состояния вопроса, а также исторической и современной практики проектирования многофункциональных деловых центров; 
- выявление прогрессивных приемов решения планировочной структуры здания, с целью их использования в архитектурной практике.



Е.Р. Полянцева

Руководитель – проф. Ю.С. Янковская,
                                                                                                            
КРИМИНОГЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ЗДАНИЙ


Актуальность исследования: повышающиеся требования к качеству и комфорту архитектурной среды, а также необходимость соответствия международным стандартам вместе с принятой концепцией устойчивого развития ставят проектировщиков перед необходимостью принять во внимание требования к безопасности зданий.  
Для архитекторов важно предвидеть угрозы криминогенного характера – от террористической угрозы до вандализма – что, в свою очередь, означает, что они должны быть учтены ещё на этапе проектирования, а не последующей эксплуатации объекта. Важно, чтобы подход к обеспечению безопасности не был ограничен только инженерно-техническими средствами защиты, а включал в себя весь спектр превентивных мер безопасности: градостроительных, архитектурно-планировочных, конструктивных и функционально-эксплуатационных.
Объект  исследования: криминогенная безопасность архитектурной среды общественных зданий.
Предмет  исследования: планировочные и объемно-пространственные решения, снижающие уровень угроз и возможного ущерба от различного рода криминальной активности.
Цель исследования заключается в разработке предпроектных анализов безопасности архитектурного объекта и формулировании архитектурно-планировочных принципов проектирования, обеспечивающих безопасность общественных зданий и сооружений.
Границы исследования: 
Теоретическая часть исследования ограничена исследованием угроз криминогенного характера и механизмов защиты архитектурных объектов и людей как их непосредственных пользователей. Под декриминализацией понимается сокращение возможности совершения преступлений и несчастных случаев, обусловленных или спровоцированных архитектурной средой. 
Гипотеза исследования: структура здания представляет собой систему взаимосвязанных контролирующих передвижения человека преград. Объемно-пространственное построение делит здание на различные уровни доступа, зависящие от функционального назначения и требуемой степени защиты отдельных пространств и их групп. Исследование направлено на изучение методов  и средств обеспечения безопасности и выявление особенностей их влияния на уровень защищенности объекта.
Задачи исследования:
  1. Выявление и анализ основных типов угроз криминогенного характера, возникающих в архитектурной среде;
  2. Изучение существующих теорий и концепций, связанных с безопасностью в архитектурной среде;
  3. Формулирование общих архитектурно-планировочных принципов создания безопасного архитектурного пространства на основе изученного теоретического материала; 
  4. Разработка группы необходимых предпроектных анализов, касающихся безопасности архитектурного объекта: анализ иерархии и размещения зон ограниченного доступа, анализ рисков и угроз криминогенного характера, анализ циркуляции человекопотоков и т.д.



В.А. Корабельникова

Руководители: НИРС – проф. С.А. Дектерев,
                                                                                                                   арх. проект – проф. С.А. Дектерев

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ


Идея научно-проектной разработки заключается в исследовании принципов формирования архитектуры многофункциональных общественных комплексов. 
 В современном обществе переход от монофункциональности к многофункциональности зданий является закономерными явлением, которое происходит в результате уплотнения городской среды и пересечения большого количества функциональных потоков в одном месте. 
Соответственно, изучение структур многофункциональных комплексов, а так же разработка рекомендаций по проектированию становится важной задачей архитектурной науки.
В работе был изучен путь развития многофункциональных зданий, а также проанализированы аналоги отечественного и зарубежного опыта, разработана классификация многофункциональных комплексов, базирующаяся на градостроительных, архитектурно-планировочных, функциональных, реновационных и коммерческих признаках. 
На основе классификации по доминирующей функции была проанализирована комбинаторика функциональных блоков, основанная на согласованности режимов эксплуатации с целью равномерного или непрерывного функционирования объекта.
Планируемые результаты:
- разработать принципы структурной и средовой организации многофункциональных общественных комплексов;
- изучить принципы формообразования;
- разработать систему критериев оценки проектных решений.





Т.М. Юсупов

Руководитель  – проф. Ю.С. Янковская
                                                                                                                   
ИНТЕРАКТИВНОСТЬ ЗРЕЛИЩНЫХ ПРОСТРАНСТВ


С развитием компьютерных технологий, современные зрелищные пространства становятся не просто площадками для проведения различных мероприятий, но также и средой взаимодействия между зрителями, артистами и самим интерьером пространства. Зрелище как социальное действие уже предполагает взаимодействие между людьми, а с помощью интерактивных технологий оно может быть усилено, приобретая различные формы.
Одним из примеров может служить исследование M. Ludvigsen, R. Veerasawmy, посвященное технологиям проектирования, которые позволяют обеспечить активный зрительский опыт при посещении спортивных мероприятий.
 В качестве другого примера применения интерактивных технологий на зрелищных мероприятиях можно привести исследование L. Barkhuus, T. Jorgensen. В их работе приводится анализ зрительского поведения при посещении музыкальных концертов в жанрах рок и рэп.
Оба вышеприведенных примера показывают, что технологии интерактивного взаимодействия существуют и находят применение при проведении зрелищных мероприятий. Описанные устройства демонстрируют то, как зрительский опыт и впечатления от мероприятия могут быть расширены. Исследования также приводят факты в пользу важности обеспечения зрительской сопричастности к событию и обеспечению возможности активной социальной коммуникации между посетителями мероприятия.  
С архитектурной точки зрения встает вопрос о способах применения интерактивных технологий непосредственно в интерьере зрелищных зданий. Сами по себе, данные устройства являются лишь способом взаимодействия между зрителями, либо между зрителями и выступающими, однако возможно, их потенциал может быть расширен за счет интеграции их в архитектурную среду. 
В таком случае коммуникация будет осуществляться посредством всего пространства интерьера, приобретая более наглядную, понятную, эстетически эффективную и выразительную форму. Под эстетической эффективностью в данном случае подразумевается то, что подобные средства взаимодействия также могут являться и способами увеличения функциональной гибкости пространства, а также расширения вариативности его художественно-эстетических параметров. 
Отчасти подобный подход к организации гибких многофункциональных пространств реализован в многофункциональном комплексе Harpa, г. Рейкьявик, Исландия. 
Таким образом, можно заключить, что инструменты интерактивного взаимодействия реально существуют и могут применяться во время проведения зрелищных мероприятий, в то время как практика строительства современных зрелищных зданий демонстрирует тенденцию к обеспечению функциональной гибкости пространств. 
Следовательно, возникает потребность в модели, которая сделала бы возможным применение средств интерактивного взаимодействия в архитектуре интерьера зрелищных зданий. 
Это означает, что интерактивные элементы должны органично вписываться в среду, но в то же время не должны становиться лишь декоративным элементом или служить в угоду функциональным требованиям, а также подразумевать осознанный и продуманный способ взаи-модействия между людьми и средой, при этом взаимодействие должно быть направленно на получение определенного опыта и переживаний, быть целенаправленным и иметь результат. Одной из проблем внедрения элементов интерактивности может стать вероятность того, что зрители могут не понять принцип и само наличие возможности своего взаимодействия со средой. 
Это, в свою очередь, ставит архитектурную задачу организовать пространство таким образом, чтобы цель интерактивного взаимодействия легко прослеживалась, а также играла в пользу архитектурной гибкости пространства и эстетичности его облика. 
Так или иначе, применение интерактивных элементов в архитектуре зрелищных зданий является перспективным направлением, которое получает активное распространение и развитие и нуждается в дальнейшем изучении.





Ю.А. Ширинкина

Руководители: НИРС – доц. М.В. Винницкий,
                                                                                                                    арх. проект – доц. В.Ж. Шуплецов

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТОВОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ АРХИТЕКТУРЫ НА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА


Архитектурное окружение служит частью динамического целого, формирующего всю нашу жизнь. Оно влияет на человека в немалой степени и бессознательно, независимо от желания. Организованная архитектурой среда ненавязчиво, но постоянно воздействует на человека, его эмоции, поведение.
Очень сильное воздействие ощущается в храмах, где вся архитектура стремится помочь человеку раскрыть свое религиозное сознание и устремляет человека ввысь, пытаясь постичь божественное. Ведь архитектура храмов определяет настрой, состояние для общения с Богом, воспитывает человека, помогает формировать определенное мировоззрение.
К сожалению, не все православные храмы имеют такое сильное психологическое воздействие. Особенно это касается многих современных храмов. Архитекторы пытаются создать какой-то новый стиль при строительстве, но зачастую, какие-то новшества не воспринимаются людьми.
Церковная архитектура очень отличается от архитектуры гражданской, она очень самобытна: обладает определенной спецификой, прежде всего, несет в себе важнейшие символические смыслы, буквально вся пропитана символикой. Здесь очень важен канон, церковное здание нельзя строить исходя только из стилистических или отвлеченных объемно-пространственных соображений.
Русская церковная архитектура обладает еще одним важным отличием – подчеркнутой ориентированностью вовне. Можно вспомнить Софию Константинопольскую. Византийцы, наши учителя, строили этот величайший православный храм в истории человечества ради одного лишь прекрасного, бесспорно, очень впечатляющего интерьера. Снаружи она не интересна. Наши же храмы всегда хотели осветить мир вокруг, всегда становились естественной частью ландшафта, его продолжением.
Для создания гармоничной церковной архитектуры необходимо исследование закономерностей и особенностей влияния в совокупности архитектурно-пространственных, градостроительных, ландшафтных и природных форм культовой православной архитектуры и монастырских комплексов, на эмоционально-психологическое состояние и религиозное сознание человека.





В.Н. Постникова

Руководители: НИРС - проф. В.И. Симиненко,
арх. проект - доц. В.Ж. Шуплецов

АРХИТЕКТУРА СОВРЕМЕНЫХ ВЫСТАВОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ


Выставочная индустрия является эффективным инструментом для развития региона, в котором проходит показ продукции или техники. Выставки повышают конкурентоспособность, развивают инфраструктуру, увеличивают количество рабочих мест, способствуют внедрению инноваций.
Неразвитость региональной выставочной инфраструктуры, несовершенство нормативно правовой базы, отсутствие специализированной технической литературы по вопросам проектирования и строительства выставочных комплексов, - всё это сдерживает развитие выставочной деятельности в России.
Идея научно-проектной разработки заключается в том, чтобы на основе анализа современного международного опыта строительства выставочных центров и комплексов выявить принципы формирования современных выставочных комплексов, определить функциональные, конструктивные, технологические, архитектурные и градостроительные аспекты, предложить  модель выставочного центра в г. Екатеринбурге. 
В рамках этой модели будут предложен вариант формирования эффективного высокотехнологичного выставочного пространства, отвечающего современным требованиям, предъявляемым к объектам данного назначения.  





Н.Ю. Качин

Руководители: НИРС – проф. С.А. Дектерев,
                                                                                                                арх. проект – проф. М. Г. Безирганов

ФОРМИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРЫ МУЗЕВ НАУКИ И ТЕХНИКИ


Идея научно-проектной разработки заключается: 
в исследовании объемно-планировочных и функциональных решений научных и технических музеев; в выявлении принципов формирования таких объектов; 
в нахождении более совершенных архитектурно-планировочных решений, коммуникативных связей, фасадной пластики; 
в поиске наиболее подходящих принципов формирования архитектуры музея науки как социально-культурного института; 
в изучении влияния научных музеев на население и на науку в целом.
          Объект исследования - музей науки и техники.  
           Предмет исследования - принципы формирования архитектуры музея науки как социально-культурного института.
Методика исследования: подбор и анализ литературы, графических материалов, проектов, связанных с теоретическим и практическим опытом решения данной проблемы.
В работе изучены аналоги зарубежного и отечественного опыта. Выявлены характерные особенности формирования музеев науки и техники. Проектный выход данной концепции реализован в конкурсном проекте МФЖК в Чикаго.




В.А. Жаровина

Руководители: НИРС – проф. М.Г. Матвеев,
                                                                                                                  арх. проект – доц. В.Ж. Щуплецов

АРХИТЕКТУРА ВЫСТАВОЧНЫХ ПАВИЛЬОНОВ ЭКСПО


Данная научная работа раскрывает тему организации образно-художественных, функционально-планировочных особенностей выставочного павильона России для выставки ЭКСПО -2025.
На 2025 год Екатеринбург снова собирается подать заявку на проведение Всемирной универсальной выставки ЭКСПО. В связи с этим существует потребность в создании новой концептуальной модели главного выставочного павильона для ЭКСПО, который будет востребовании и после окончания выставки.
В данной работе были рассмотрены архитектурно-композиционные приемы решения функционально-планировочных структур выставочных павильонов и выявлены общие  закономерности взаимосвязи функционально-планировочных структур с архитектурно-композиционными приемами решения выставочных павильонов.







Комментариев нет:

Отправить комментарий